28.01.2019

Проблемы рынка труда в сельском хозяйстве: чем вызван дефицит и как с ним бороться

Вопрос подбора персонала в агробизнесе стоит очень остро. Сегодня компаниям все сложнее привлекать и удерживать таланты. В первую очередь это связано с оттоком кадров заграницу. Согласно данным Минсоцполитики, за границей работает около 3,2 млн украинцев на постоянной основе. Сложно сказать, какой процент работает в сфере сельскохозяйственного бизнеса, но отток такого персонала уже заметно ударил по украинским агрокомпаниям.

На сегодняшний день есть огромное количество предложений – до 800 вакансий уровня junior и middle на job-сайтах. Правда кандидатов крайне мало - большой точкой боли стала эмиграция в Европу.  В конце прошлого года мы провели исследование среди выпускников аграрных вузов. Мы спросили, как они планируют устроить свою жизнь и результаты нас не порадовали. Очень много студентов планируют по окончанию университета уехать в Европу. Первая причина - это зарплаты. Работая на той же должности в Европе, они будут зарабатывать минимум в 2 раза больше. Однако, согласно опросу, больше 60% студентов согласились бы не уезжать, если бы компания в Украине предложила зарплату на 30% больше чем сейчас. Что касается вакансий уровня top – они закрываются на закрытых встречах или с помощью рекрутинговых агентств у которых есть такая экспертиза.

Поделюсь интересными наблюдениями по поводу привлечения кандидатов. Мы используем полный арсенал классических методов поиска (прямой поиск, массовый рекрутмент, сайты объявлений и вакансий и т.д), но они становится все менее эффективными. Сфера HR уверенно шагает в диджитал. За 2018 год в компании на 37% поднялся приток кандидатов из «онлайна» в сравнении с 2017. Для этого мы активно используем интернет маркетинг, в частности – таргетинг, который помогает привлечь молодежь. Несомненно, в 2019 году этот процент станет больше: кандидаты чаще откликаются на вакансии, опубликованные в Instagram, Facebook или Telegram, чем на job-сайтах. 

► Читайте также: Дорого и непонятно. Развенчиваем мифы об аутстаффинге

В вопросе подбора персонала агрокомпании также сталкиваются с такой проблемой, как «привлекательность сферы». К сожалению, у молодежи все еще популярен стереотип, что сельское хозяйство – это не прибыльно, не статусно, да попросту не круто. Исправить такое отношение может сильный HR бренд. На нашей практике очень немногие компании проводят встречи со студентами, рассказывая о перспективах данного бизнеса, предлагают стажировки с дальнейшим трудоустройством.

Если говорить о востребованных специалистах, в 2018 году чаще всего к нам в компанию обращались для поиска:

  • Агрономов;
  • Трактористов;
  • Менеджеров по продажам сельхоз техники;
  • Инженеров-технологов;
  • Зернотрейдеров;
  • Менеджеров по продажам СЗР, посевного материала, минеральных удобрений;

По нашему опыту, агрокомпании готовы платить за хороших специалистов, что показывает их серьезные намерения заполучить своего специалиста. Это связано с тем, что каждый год уровень квалификации растет. Для сравнения, с 2017-го по 2018-й года, уровень зарплат поднялся в среднем на 5-10% для junior специалистов, на 6-8% — для middle и на 6-7% — для top. В 2019 также планируется небольшое повышение зарплат. Агробизнесу приходится идти в ногу со временем, ведь сейчас возможности для соискателя практически безграничны.

Подводя итоги, скажу, что в 2019 году агробизнесу будет непросто находить квалифицированных работников: конкуренция в поиске специалистов вырастет. Однако, найти кадры будет вполне реально, и чтобы не сталкиваться с этим в дальнейшем, компаниям нужно уделять больше внимания программам удержания сотрудников.

Смотрите также
\